Эрнис Докенов, председатель рабочего профсоюза железнодорожников, ответил на вопросы «Эхо Кыргызстана» об обсуждении Жогорку Кенешем нового закона «О профсоюзах» и о планах правительства приватизировать железную дорогу Кыргызстана.
– Э.К. В Жогорку Кенеше был представлен проект нового закона «О профсоюзах». Говорят, он похож на казахстанский вариант закона. Что он несет профсоюзам Кыргызстана?
– Э.Д. Этим законом открыто показано, что власти намерены подчинить себе профсоюзы. Инициаторами законопроектов стали депутаты Жогорку Кенеша Данияр Толонов, Гульшат Асылбаева, Мирлан Бакиров и Толойбек Мисабиров. Эти депутаты далеки от профсоюзной деятельности и попросту лоббируют интересы определенных политических групп. Видно, что им подсунули этот вариант проекта и они теперь его лоббируют. Данный законопроект уже прошел первое чтение, и сейчас депутаты отложили второе и третье чтение на осень. Он, в первую очередь, направлен на ликвидацию независимых профсоюзов в Кыргызстане. После принятия нового закона все отраслевые и локальные профсоюзы не пройдут перерегистрации пока они не войдут в Федерацию Профсоюзов Кыргызстана (ФПК). Верхушка ФПК, также может инициировать ликвидацию профсоюзов, если они не захотят иметь в своих структурах независимые объединения. В новом законе прописаны детально структуры профсоюзов, численность объединения, процедуры выборов председателя, хотя они должны быть указаны в уставе той или иной организации. Все идет к тому, чтобы профсоюзы были подконтрольны и подотчетны власти.
– Э.К. Каковы причины его принятия, и кто заинтересован в новом законе?
– Э.Д. Мы можем только догадываться, кто конкретно заинтересован. Но общая политическая ситуация в стране такова, что полным ходом идет процесс, запущенный властями, по «закручиванию гаек» и устранению неугодных. Раз мешают им профсоюзы, в том числе и наш рабочий профсоюз железнодорожников, то они будут их ликвидировать. Инструментом давления становится и финансовая полиция, которая активно вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Финпол опирается на деятельность частных организаций с ограниченной ответственностью (ОСО), которые проводят аудит профсоюзов. В частности, один из депутатов инициаторов нового закона «О профсоюзах» Мирлан Бакиров является учредителем и владельцем ОСО «Джалал-Абад Аудит», имеющей филиал в Бишкеке и еще по регионам. Так вот аудиторы этого ОСО проверяют финансовую деятельность именно нашего профсоюза. Не тут ли заключается конфликт интересов?
– Э.К. Мы писали о пресс-конференции, которая была организована вашим профсоюзом железнодорожников более месяца назад, на которой ваши активисты проинформировали о давлении на организацию со стороны государства. В чем причина этого преследования?
– Э.Д. Причины преследования на поверхности. 19 февраля наш профсоюз провел внеочередную конференцию, где члены в категорической форме заявили о несогласии с акционированием железной дороги Кыргызстана. Мы предупредили, что в случае действий по акционированию, наш профсоюз оставляет за собой право в законном порядке противостоять этому вплоть до забастовок и акций протеста. Естественно, после этого чиновниками и депутатами была дана негласная команда силовым ведомствам разобраться с нашим объединением. Уже 3 марта было зарегистрировано заявление одной гражданки, которая была исключена из нашего объединения за антипрофсоюзную деятельность, где она написала, что мы якобы нарушаем законы республики.
По этому заявлению открыто досудебное расследование, которое дало основание для проведения проверки финансов организации. До этого, многим членам профсоюза, которые выступали на конференции 19 февраля, вручили повестки, но затем после скандала в прессе, следователи их отменили. Через суд они произвели выемку всех финансовых документов за три последних года. Правда, в данный момент оттуда из финансовой полиции нет ни звонков, ничего нет. Мы думаем, что нас специально держат в подвешенном состоянии, так как в случае начала процесса акционирования, когда наш профсоюз начнет активные действия, ключевых деятелей организации можно будет арестовать и нейтрализовать в рамках этого уголовного дела.
– Э.К. Связано ли это с планами правительства акционировать государственную железную дорогу? Расскажите об этой попытке приватизации.
– Э.Д. Мы это узнали из прессы, когда наш генеральный директор якобы представил в правительство концепцию развития железнодорожной отрасли на 2019-2025 годы. В этом документе речь идет о том, что необходимо акционировать железную дорогу. Естественно, мы стали возмущаться по поводу этих планов. Но это еще полбеды, так как главное то, что премьер-министр на этом же совещании дает протокольное поручение фонду госимущества республики начать процедуру акционирования железной дороги и изыскать средства для проведения аудита государственного предприятия. Это уже явное превышение должностных полномочий главой правительства, так как, согласно законодательству, решения о разгосударствлении принимаются только депутатами Жогорку Кенеша. То есть парламент должен утвердить программу приватизации государственной собственности на два года, а правительство уже должно его исполнять. Только после этого премьер-министр может давать поручения акционировать железную дорогу. Соответственно, программа приватизации на 2018-2020 годы Жогорку Кенешем до сих пор не утверждена.
– Э.К. И как же отреагировали депутаты ЖК на нарушение закона со стороны правительства?
– Э.Д. Депутаты отмалчиваются, хотя должны были возмутиться как представители народа, но на деле они работают вкупе с исполнительной властью. И наглядный пример взаимодействия в виде обсуждения нового закона «О профсоюзах» и второй пример заключается в том, что депутаты молчат по поводу приватизации железной дороги. Мы обратились с письмом ко всем шести фракциям с просьбой прекратить это беззаконие. В итоге одна фракция, ссылаясь на ответ Госкомимущества, заявила, что приватизация само по себе положительное явление, а другие заявили, что в постановлении правительства о приватизации речь не идет о приватизации железной дороги! Прокуратура ответила тоже самое. Однако в пункте № 9 проекта постановления правительства указано, что стратегические предприятия могут приватизироваться в индивидуальном порядке по отдельным концепциям и программам. Получается железную дорогу хотят акционировать именно отдельно вне общей программы приватизации парламента.
– Э.К. Спасибо за ответы!
Фото: Akipress.org