На прошлой неделе в Бишкеке уже во второй раз состоялась международная конференция «Ислам в современном светском государстве» с участием ученых, экспертов, представителей государственных структур из 20 стран мира.
На мероприятии присутствовал и президент Сооронбай Жээнбеков, который в ходе своей речи отметил важность своевременного вмешательства правительства в религиозную сферу, в случае возникновения угроз. Также глава государства подчеркнул, что для Кыргызстана очень важно развивать ханафитское течение и сообщил о планах по открытию Исламской Академии для того, чтобы укрепить систему религиозного образования в стране.
В целом, речь была довольно сбалансирована, но некоторые пункты подействовали на определенные группы населения в качестве своеобразного «триггера» и не на шутку всколыхнули информационное пространство. В большинстве своем пользователи социальных сетей негодуют относительно поддержки религиозных течений со стороны официальных властей.
Поздно пить «Боржоми»
Далеко не секрет, что в странах Центральной Азии ровно, как и в других регионах мира происходит укрепление роли религий в обществе, что, нередко влечет за собой эскалацию социальной напряженности.
Страны региона после получения независимости,взяли в руки все институты власти, в том числе и контроль в религиозной сфере. Практически все государства региона изъявили желание продолжать движение, дистанцируясь от религии, в то же время, предоставив населению полную свободу вероисповедания, но с ходом времени гайки закручивались и в некоторых местах даже слишком туго.
Стоит понимать, что в современном мире запретительные и карательные меры не только не имеют положительного эффекта, а наоборот способствуют появлению групп несогласных и обострению конфликтов между государством и обществом – традиционная палка о двух концах.
На данный момент правительства Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, если не обращать внимания на некоторые аспекты, держат ситуацию в религиозной среде под контролем. В этом плане Кыргызстан разительно отличается от соседей, так как после череды политических кризисов у государственных органов не было возможности осуществлять четкую религиозную политику, что позволило религии значительно укрепить свои позиции.
Фрагментация
В Кыргызской Республике вполне законно функционируют религиозные движения, которые запрещены на территории стран ЦА и, зачастую признаны экстремистскими, но в свою очередь либеральный подход к надзору за религией по большей части устранил причины недовольства верующих относительно официальных властей.
Ситуация в том числе усугубляется тем, что религиозные сообщества, так называемые джамааты в Кыргызстане весьма неоднородны. Если ранее мусульмане Кыргызстана преимущественно причисляли себя к ханафитскому мазхабу, то сегодня после того, как большое количество граждан отучились в различных Исламских университетах мира, фрагментация религиозной среды продолжает расти. Ведь Ислам, преподаваемый в разных учебных заведениях, может значительно отличаться от традиционных местных течений.
Так же немало мусульман, которые усиленно поддерживают политику Арабских стран, Турции, разных движений, вроде «Таблиги Джамаат», Фетхуллаха Гюлена и др. Нередко интересы указанных групп идут вразрез друг с другом, вследствие чего возникают внутренние идеологические конфликты.
Не секрет, что сильна конкуренция между представителями различных религиозных течений во время выборов на высокопоставленные посты в управленческих структурах, в ходе которых происходят скандалы разного масштаба.
Здесь мы опять натыкаемся на недостаток данных и качественных исследований, о котором было сказано в предыдущем материале. Нет даже примерных цифр о состоянии религиозной сферы Кыргызстана, например, о количестве мусульман, не говоря уже о численности представителей разных движений, что снова позволяет их представителям манипулировать общественным мнением.
Натянутые взаимоотношения между разными религиозными направлениями, в том числе получающими финансовую помощь из-за рубежа, возможно, в один день окажутся тем самым тихим омутом, в котором могут обитать большие угрозы для безопасности Кыргызстана.
Скорее всего, предложение Жээнбекова укрепить ханафитское направление в стране прозвучало с учетом данной ситуации. Однако следует быть внимательнее – строительство религиозной системы образования, как это у нас принято за счет доноров из Ближнего востока, Турции и т.д. не только сохранит текущее положение вещей, а напротив приведет к еще большей фрагментации джамаатов. Более того, у нерелигиозной части населения, может возникнуть вполне объективный вопрос, остается ли Кыргызстан светской страной или же пойдет по другому пути?