В Кыргызстане на мой взгляд, царит информационный хаос, беспорядок и вседозволенность в медийном пространстве. Это уже не свобода слова, которой мы любим хвастаться, это уже анархия свободы слова. В прямом смысле. Нет границ и рамок. Нет возможности и желания остановить или ограничить эту информационную так сказать, свободу. Любую новость, событие в мире и в стране можно исказить и преподнести людям в нужном контексте.
Демократичность и политизированность наших граждан сыграла злую шутку и негативную роль при формировании общественного мнения и реагирования на происходящие события. Мы стали злыми, агрессивными. Мы верим удачно подобранным фото и тексту. Мы не хотим или не можем анализировать в этот момент, когда видим или читаем негативные новости. Эмоции овладевают нашим разумом.
Сейчас в Кыргызстане мало кто вспомнит про эти события в Мьянме. Я тогда сделал для себя вывод, что новость, сенсация, особенно фейковая, держится в сознании людей исключительно благодаря умышленной постоянной подаче в СМИ и соцсетях. На тот момент нужно было создать ажиотаж по событиям в Мьянме, и он удался на славу. В Кыргызстане раскачать информационную тему или фейк очень легко. Информация в Кыргызстане распространяется со скоростью света. Здесь такая информационная свобода зависит от режима власти.
«Демократичность» 1990-х создала наилучшие условия для развития свободы слова. Особенно для развития прессы. Коммерческих телевизионных каналов в период правления Акаева было мало. А вот газеты были. Легендарная газета Асаба, газета ДелоN. Тогда народ больше читал газеты. В нынешнее же время соцсети заменяют нам газеты и телевидение.
Мы пережили три периода: запрет свободы слова в эпоху СССР, установление свободы слова после развала Советского союза. И нынче мы с вами живем в третьем периоде – в смутное время, где царит анархия слова.
Анархия стала настоящим бичом. Общество стало заложником этой анархии. Анархия свободы слова появляется там, где слабость власти, где нет жестких механизмов контроля. Демократия вещь хорошая, но, когда много демократии и мало соблюдения закона, грош цена такой демократии. Анархия слова – это не демократия. Это бардак, свалка, это опасная штука. Анархия может разрушить или показать в плохом свете абсолютно все. Это угроза всему государству.
Анархия слова пришлась по душе политикам. Анархия под прикрытием свободы слова и со ссылкой на демократию начала широко использоваться политическими силами против политических оппонентов, против целых государств и народов. Мировые державы создали мощные информационные ресурсы для распространения своей идеологии по всему миру, для влияния на регионы и страны, где есть их интересы. Вместе со своей идеологией мировые державы распространяли и распространяют компрометирующую информацию против своих конкурентов – других мировых держав и региональных игроков.
Особенно интересны моменты, когда СМИ мировых держав освещали революции в странах мира. Одна мировая держава через свои СМИ утверждала, что свержение президента в той или иной стране – это народная революция против семейного и кланового правления, диктатуры, другая же мировая держава считала смену власти государственным переворотом. Одно событие – две идеологические точки зрения.
По сути, если взглянуть правде в глаза, в реальности независимые средства массовой информации НЕ существуют. Все СМИ зависят от своих создателей, от своих хозяев. В странах СНГ все или почти все массмедиа принадлежат олигархам и близкому окружению президентов. СМИ на самом деле не зависят от своих конкурентов или противников. СМИ мировых держав не зависят от властей третьих стран. Они проводят в тех самых третьих странах нужную им политику, создают общественное мнение, настраивают общество против высших эшелонов власти, против отдельных личностей, при этом не трогают своих, лояльных политиков или политические силы. Это геополитическая информационная шахматная игра. Такую игру могут вести только мировые державы.
СМИ могут создать отрицательный медийный образ любого человека, неважно кто он по профессии, вне зависимости от его происхождения и положения. Говоря точнее, СМИ выбирает определенный объект для информационной атаки и начинает системную работу по дискредитации и черному пиару, провоцирование данного объекта на какие-либо действия, чтобы вызвать скандалы и конфликты. Тот же Азаттык, чья деятельность в последнее время стала весьма показательна. Объектом Азаттык для информационной атаки стал не президент, не депутат, а таможенник Раим Матраимов. Почему?
Судя по материалам Википедии и другим открытым источникам Радио Азаттык напрямую финансируется правительством США. Получается, Азаттык зависим от финансирования американского парламента. И, следовательно, Азаттык будет проводить и проводит в Кыргызстане политику Вашингтона. Вот такие у нас «независимые» СМИ. Весело живем, однако…
Мое личное мнение: есть две версии всей этой антираимовской информационной кампании. Первая версия – вывести клан Матраимовых из игры путем черного пиара и дискредитации. Учитывая их влияние в Ошской области, некие силы заинтересованы создать ситуацию, чтобы Матраимовы не смогли принять участие в парламентских выборах 2020 года или оказать поддержку определенной политической партии. Внешние силы заинтересованы в ослаблении клана Матраимовых, чтобы те не мешали на выборах получить голоса их подконтрольным политическим силам.
Вторая версия: местный Азаттык или часть команды Азаттык вступили в сговор с некими политическими силами Кыргызстана или иностранного государства без ведома своего американского центра для проведения масштабной антираимовской кампании с целью отвлечь внимание граждан от громких коррупционных скандалов.
Возможно, Центр финансирования слишком много доверяет местному Азаттык, и не обладает полной информацией. Сегодня Азаттык в Кыргызстане присвоил себе право быть прокурором, судьей. Азаттык не может быть выше государственной власти и ее органов. Азаттык – это СМИ, а не политическое движение. На сегодня Азаттык действительно независимо от властей Кыргызстана. А вот от Конгресса США Азаттык зависим. Кто платит – тот заказывает музыку.
Медербек Корганбаев
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Фото: ca-irnews.com