Кто сказал, что оппозиция – это обязательно митинги и бастующие с палками и камнями? Тем не менее именно такой стереотип сложился в сознании граждан Кыргызстана. Этому нас научила так называемая демократия. В какой-то момент обществу был подсажен вирус, который засел очень глубоко. Поэтому отнести к оппозиции, в классическом определении этого понятия, какую-либо партию или организацию если и можно, то с большой натяжкой. Зато были и есть политические альянсы различные проекты, результатом которых явились две революции, последствия которых республика пережила с большими трудностями.
Если обратить внимание на реалии политической борьбы в Кыргызстане, то в ней отсутствует конкуренция программ развития государства. Конструктивизм отсутствует как таковой, так как в основном элиты поглажены внутренними разборками которые строятся на интригах. В сумасшедшем кадровом круговороте, обиженных или отстиранных от дел чиновников чрезвычайно много. Поэтому лишившиеся в разное время и по разным причинам должностей деятели, и составляют костяк условно говоря «непримиримых оппозиционеров» вечно недовольных властью.
Проблема в том, что эти силы, не имеющие политических ориентиров и принципов, легко поддаются влиянию внешних игроков. Тот кто заинтересует и поддержит «оппозицию» финансово, тот ее и танцует. «Недовольные» исполнят любой каприз «заказчика», от мелких политических провокаций до организации акций протеста. Дошло до того, что предоставляются даже платные услуги по сбору массовки на митинги, по отдельному тарифу можно заказать профессиональных провокаторов или ОБОН (группу крикливых женщин, готовых ворваться на любое мероприятие целью его срыва).
Таким приемам и способам ведения политической борьбы Кыргызстану подарили импортеры демократических ценностей. Это ведь они, посредством иностранных агентов, пытались манипулировать общественным мнением через митинги и так называемые флэш-мобы, выступая против вступления республики в ЕАЭС или пытаясь сорвать конституционную реформу.
Поэтому, если обратить внимание на качественный состав «оппозиции». То эта ниша плотно занята уже престарелыми активистами НПО, а также погоревшими на коррупции, мошенничествах или аферах чиновников и депутатов. Поэтому адекватных граждан, которые могли бы предложить альтернативные программы или идеи развития государства, в оппозиции нет.
Естественно, что и партийная система в таких условиях не работает. Партии также как и оппозиция в Кыргызстане подчинены власти денег. Нет ни одной полноценно функционирующей организации, их полностью подменили краткосрочные бизнес-проекты. От выборов к выборам политики регулярно меняют свою ориентацию и прыгают из партии в партию, коммунисты с легкостью отрекаются от своих идеалов и превращаются в капиталистов. Поэтому качественный состав Жогорку Кенеша, от созыва к созыву остается практически неизменным.
Опасность такой «оппозиции» в том, что эта она не имеет никакой идеологической основы и принципов. Ею можно управлять извне и использовать для провокаций против власти и дестабилизации собственного государства. Запад этим неоднократно пользовался и частенько использует вскормленную грантами и подачками «оппозицию», как рычаг политического давления на власти Кыргызстана. Это одна из самых болевых точек государственного устройства, через которую внешние игроки могут воздействовать на власть, проводимую ею политику и принимаемые решения.