На прошедшей пресс-конференции директор центра государственно-частного партнёрства Данияр Абдылдаев рассказал что, международный аэропорт «Манас» станет одним из основных авиационных хабов в Центральной Азии.
Аэропорт-хаб — это пункт назначения, где пассажиры могут совершить промежуточные пересадки с рейса на рейс. В таком аэропорту более развит сервис, а также пропускная способность станет выше. По словам Данияра Абдылдаева, аэропорт будет передан во внешнее управление Международной финансовой корпорации IFC.
В мировой практике внешнее управление вводится тогда, когда проводится процедура о банкротстве. Но информации, что компания «Манас» является банкротом нигде нет.
С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель компании, а вся бухгалтерская и иная документация юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности отдаются внешнему управляющему.
Следовательно, хозяева кыргызского аэропорта будут находиться в Вашингтоне и все решения принимаются американской стороной, а с мнением нашей страны считаться никто не будет. Чиновники уже не первый раз пытаются отдать аэропорты зарубежным «партнёрам». Так, в 2017 году уже поднимался вопрос о передаче ОАО «Манас» во внешнее управление.
Стоит отметить, что IFC входит в структуру Всемирного банка и штаб-квартира организации находится в Вашингтоне. Важной деталью является то, что на сайте IFC указано, что деятельность компании сосредоточена исключительно на частном секторе развивающихся стран. Но вот незадача, государственная доля в ОАО «Манас» составляет 79 %.
На выручку чиновникам – бизнесменам, готовым распродать всю страну ради личной выгоды, пришёл центр государственно-частного партнёрства, специально созданный для подобных целей в 2019 году. Главная задача которого является координация проектов государственно-частного партнёрства и распространение механизмов в различных социально значимых отраслях Кыргызстана через формирование необходимой системы управления проектами, в том числе, содействие государственным партнёрам.
Впрочем, пристальное внимание американской стороны к аэропорту «Манас» имеет давние корни. С 2001-2009 годы там располагалась авиабаза антитеррористической коалиции, а с 2009-2012 годы центр транзитных перевозок ВВС США. В 2012 году военную базу закрыли. Но аэропорт является слишком привлекательным из-за своего удобного местоположения в Азиатском регионе, американцам проще его полностью забрать для своих целей, чем ежегодно платить по 60 млн$ за аренду.
Для справки, за 9 месяцев 2018 года прибыль ОАО «Международный аэропорт «Манас» составила 23 млн$.
В каждой стране существует такое понятие, как стратегические объекты, от которых зависит, как будет функционировать сложный механизм государства. К ним относятся объекты энергетики, транспорта, здравоохранения и так далее. В случае потери контроля над ними очень быстро возникают проблемы. В качестве примера можно вспомнить ситуацию с узбекским аэропортом «Карши-Ханабад», на котором находилась американская база до того, как переехала в «Манас». Американцы чувствовали себя на ней настолько вольготно, что начали вмешиваться во внутренние дела Узбекистана и требовать от правительства расследования майских событий в Андижане.
Поэтому, вызывает большое опасение заявление Данияра Абдылдаева, что международная финансовая корпорация будет выполнять роль советника правительства.К чему это приведет, покажет время, но поводов для оптимизма нет.
Фото: max-sky.livejournal.com