Во время своей рабочей поездки госсекретарь США Майк Помпео посетил Великобританию, Украину, Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Формально, основной целью поездки в бывшие советские республики названа необходимость налаживания политических и экономических связей. Однако подобная активность первых лиц США явно имеет под собой более глубокие корни. Многие эксперты называют главной причиной подобной активизации желание американцев втянуть среднеазиатские республики в свою орбиту влияния. Такие попытки происходят постоянно, однако активизация может быть связана с желанием воспользоваться благоприятным моментом – ослаблением Китая из-за вспышки опасной болезни, а также сменой правительства в России.
Редакция «Эхо Кыргызстана» попросила прокоментировать эту поездку Игоря Шестакова, политолога, председателя клуба региональных экспертов «Пикир».
-Э.К. Майк Помпео устроил турне по бывшим советским республикам, практически повторяя маршрут «Один пояс — один путь». Как вы думаете, связан ли этот визит с экономической войной между Китаем и США?
– И.Ш. Я бы не сказал, что США прямо пытаются перехватить эту инициативу. Потому, что всё-таки надо разделять китайская инициатива «Один пояс – один путь» она прежде всего связана с экономическо-интеграционными процессами. Для Китая прежде всего этот путь был важен продвижением своих масштабных экономических проектов на постсоветском пространстве. Он налаживал отношения с теми странами, которые являются соседями и теми, которые могли бы стать партнёрами по созданию совместных проектов, и стать потребителями китайской продукции. У США с постсоветскими странами отношения давно сложились. Та же Украина живёт по правилам, написанным американскими политтехнологами и экономистами. Поэтому у меня нет ассоциаций, что поездка Майка Помпео как-то связана с инициативой «Один пояс один путь».
– Э.К. Как вы считаете, с чем связана поездка Помпео по бывшим советским республикам?
– И.Ш. Давайте начнём с того, что администрация президента США Дональда Трампа находится сейчас в стадии подготовки к предстоящим выборам. И хотя американских избирателей международная обстановка интересует меньше всего, я думаю, что Трамп будет стремиться со своей администрацией показать, что те страны, с которыми раньше, вообще, не было никаких контактов готовы к диалогу. К примеру, Беларусь, с которой была сложная ситуация, вплоть до того, что США туда даже не отправляли своих послов. И отношения между Минском и Вашингтоном были весьма прохладными. Сейчас потепление этих отношений Трамп в своей предвыборной кампании будет использовать в качестве политических очков, показывая избирателям, что его внешняя политика отвечает американским интересам.
– Э.К. Насколько важно для США распространить своё влияние в постсоветских республиках?
– И.Ш. Вот смотрите, Беларусь — это европейское направление. И поэтому все договорённости, о которых мы читаем в СМИ типа таких как «США может обеспечить Беларусь на 100% горюче-смазочными материалами» являются весьма неожиданным поворотом во внешней политике США на постсоветском пространстве. Ведь, как известно, Беларусь была в основном потребителем российских нефтепродуктов и то, что Америка предлагает свои условия говорит о новой стратегии предвыборной кампании Дональда Трампа.
– Э.К. Если уж мы затронули тему постсоветских республик не могли бы вы пару слов сказать об отношениях США и Казахстана?
– И.Ш. Что касается Казахстана, здесь отношения между США и Астаной более ровные, в отличие от Минска. Не было проблемных зон, всегда присутствовал деловой вариант. Но в этот раз США не достигло для себя особо позитивных результатов. Обсуждался вопрос этнических казахов и мусульман, проживающих в КНР. Помпео требовал, чтобы Казахстан не чинил препятствий, если они решат покинут Китай через территорию этой республики. Я думаю, что здесь вряд ли удастся достигнуть взаимопонимания между Нур-Султаном и Вашингтоном.
– Э.К. Казахстан не хочет идти на конфронтацию с Китаем?
– И.Ш. Для Казахстана Китай является одним из самых крупных экономических партнёров. Только в рамках проекта «Один пояс – один путь» Казахстану было предоставлено финансирование в районе 40 млрд долларов. Более того, китайские компании активно работают на казахстанском рынке, и поэтому здесь, естественно, взаимоотношения в экономическом плане более тесны с Пекином, чем с Вашингтоном. Я не думаю, что власти Казахстана беспрекословно начнут выполнять приказания американской стороны. И не допустят того, чтобы страна стала перевалочным пунктом для убегающих из Китая мусульман. Это может в значительной степени осложнить официальные отношения между Казахстаном и Китаем.
– Э.К. Но зачем тогда нужны были все эти призывы Помпео, прозвучавшие в Казахстане?
– И.Ш. Скорее всего, этот визит для Помпео был просто попыткой на казахстанской площадке озвучить те претензии, которые Вашингтон имеет к Пекину. В последнее время проходит информация, что между Китаем и США может быть начат диалог. Но с моей точки зрения, визит Помпео расставил все точки над i и показал, что США не намерены идти на какие-либо компромиссы, даже несмотря на экономические интересы.
Фото: rg.ru