Целый ряд общественных объединений и партий все более активно выступает против засилья в стране НПО, получающих гранты от западных фондов, и требует законодательного ограничения их деятельности. В частности, представители общественного объединения «Антитеррор» в социальных сетях и во время общественных слушаний в Жогорку Кенеше высказались в поддержку законопроекта о неправительственных организациях, где вводятся новые нормы контроля над деятельностью тех, кто получает финансирование из-за рубежа.
Ильдар Биккенин, председатель ОО «Антитеррор» ответил на вопросы «Эха Кыргызстана», прокомментировав позицию своей организации в этом вопросе.
– Э.К. Ильдар, Ваша организации ОО «Антитеррор» также поддерживает поправки к закону об НКО. Расскажите, почему Вы выступаете против НКО, финансируемых западными фондами?
– И.Б. Поддерживаем. Как мы видим ситуацию, на кону в данный момент суверенитет страны. Для Кыргызстана это своеобразный Рубикон. Мы или можем установить хоть какие-то контрольные точки над НПО, или под давлением аффилированных с западными фондами НПО и диктующим нам что-то международным сообществом прогнуться в очередной раз. Во втором случае получается, что суверенитет и право на самоопределение у нашей страны идёт уже после международных решений. А это неправильно. Потому что кто-то и где-то за территорией Кыргызстана не может решать за нас. Порекомендовать, это да. Сколько угодно. Но не агрессивно навязывать любыми способами нам свое мнение.
Де факто сейчас часть НПО превратилась в чистой воды политический инструмент для лоббирования тех или иных внешних интересов, которые не имеют практически никакого отношения к интересам Кыргызстана и его народа. И в частности, наглядно видно, как этот инструмент действует, к примеру, по этим самым поправкам.
Единственное – поддерживаем мы данный закон с некоторыми поправками. Нам к примеру, не нравится то, что в этом законе уравниваются все НПО вне зависимости от того имеют они внешнее финансирование или существуют на деньги самих учредителей или местных жителей и членов общественных объединений. Это некорректно по отношению к тем, кто внешнего финансирования не получает. Но с другой стороны – в качестве начала, хоть такой закон уже лучше, чем совсем ничего.
– Э.К. Во время прошедшего круглого стола, организованного прозападными НКО 28 января, нпошники представили дело так, что его якобы хотели сорвать и некие «неизвестные» рвались в зал и угрожали. Вы выступили с видеообращением, где опровергли эти утверждения. Почему Вас и других не хотели пускать на эти “открытые” слушания?
– И.Б. На круглый стол я лично не попал. Элементарно потому, что для нас общественная деятельность не работа и деньги на жизнь мы зарабатываем в других сферах. Однако я следил за ситуацией дистанционно, по сообщениям в мессенджерах. Пару раз созванивался с теми, кто туда пошёл. Ситуация там сложилась и действительно бредовая. Представители клиники «Адилет», которые инициировали общественное обсуждение, попросту не пускали туда общественных деятелей и гражданских активистов. Людей продержали у входа два часа, придумывая какие-то нелепые отговорки. Почему не хотели пускать? Да тут всё просто. Те, кто называют себя борцами за свободу слова не хотят слушать никаких альтернативных мнений. Они хотели на этом круглом столе показать, что вот мол, мы якобы представители народа и мы единодушны в том, что поправки эти не нужны. Там присутствовали государственные чиновники, люди из ООН, омбудсмен. Для них надо было «нарисовать» картинку тотального недовольства. А независимые общественники могли этому серьёзно помешать и эту картинку испортить. Вот они и придумали способ – просто не пускать.
– Э.К. Информация о том, что Кыргызстан включен в список стран, для которых ограничена выдача иммиграционных и «Грин-карт» виз США, вызвала общественный резонанс. Депутат Жогорку Кенеша Тынчтык Шайназаров заявил, что причиной этому могла стать деятельность НКО, финансируемых западными фондами. Вы согласны с этим утверждением?
– И.Б. Отчасти согласен. Ни для кого не секрет, что работающие под эгидой соросов, юсаидов и т.п. структур НПО регулярно шлют отчёты во всякие международные организации. Чтобы сохранять и увеличивать финансирование, им приходится рисовать страшные картинки о Кыргызстане. О том, что тут нарушается всё что можно, нет демократии, происходит давление на СМИ и гражданский сектор и так далее. Конечно, я далёк от того, чтобы говорить, что мол, у нас идеально всё. Конечно, нет. Но в этих отчётах проблемы искусственно раздуваются, гиперболизируются, что в итоге приводит во всех международных организациях к искаженному пониманию ситуации в Кыргызстане. Могло ли это повлиять на решение об отмене лотереи на грин карты в той или иной мере? Вполне могло.
– Э.К. Каково Ваше мнение о той кампании по борьбе с коррупцией, организованной рядом СМИ и НКО, под слоганом «Райым-миллион»? Что или кто за этим стоит?
– И.Б. Компания по борьбе с Райымом это двоякое событие. С одной стороны, я не верю в сказки о таинственном честном обогащении. У нас этим спортом каждый кыргызстанец занимается, а получается почему-то только у людей, проработавших на госслужбе. Заниматься вопросами таких таинственных обогащений нужно, это определённо. С другой стороны – нужно искать системные решения, если мы действительно хотим избавиться от коррупции. Райым это не система. Это одна фигура. Фактически посадят его завтра, не посадят – на общую ситуацию с коррупцией это не окажет какого-либо влияния. Люди конечно порадуются, мол «справедливость восторжествовала» и будут дальше жить. НПО, вовлечённые в эту тему, получат свои политические очки. А коррупция как была, так и будет. По всему видно, что системная борьба с коррупцией борцов с Райымом не интересует и получается само положение дел всех вовлеченных устраивает. Ну а пока идёт активная кампания против одного Райыма, их уже возможно в других отраслях с десяток новых выросло.
– Э.К. Возможна ли дестабилизация политической ситуации в стране с участием НКО и западных фондов до и после парламентских выборов?
– И.Б. Сейчас становится понятно, что у тех внешних сил, что рассматривают Кыргызстан как зону потенциальных интересов – большие планы на парламентские выборы. До выборов вряд ли стоит ожидать каких-то событий. Скорее после. Если их устроит то количество фигур, которое они смогут в парламент провести, чтобы потом лоббировать свои интересы – никакой дестабилизации не будет. В целом у них есть для этого и деньги и широкая медийная поддержка, поэтому тут проблем возникнуть не должно. Но есть, конечно, и другая вероятность. Что их фигур на шахматном поле политической доски окажется не много. В таком случае вполне возможно, что уже после выборов они попытаются раскачать ситуацию, чтобы усилить свои позиции. Сегодня мы видим негативные тенденции ставить на государственные должности самых ярых представителей НПО. Как пример те же Рита Карасартова, Калича Умуралиева, Эдиль Байсалов. Власть показала, что готова с ними договариваться и идти на уступки. И эту возможность они теперь будут использовать, в этом даже сомнений нет.
Фото: Cont.ws