В Кыргызстане продолжается скандал, связанный с протестом ряда НПО с решением USAID о выделении миллиона долларов никому не известной организации «Общее дело» для проведения мониторинга предстоящих парламентских выборов. Целых семь объединений с богатым опытом работы с западными фондами подготовили воззвание, где заявили, что в результате такого подхода и выбора неизвестной конторы якобы в глазах общественности занижается статус всех неправительственных организаций, многие из которых уже называются в обществе «грантоедами».
Болотбек Батилов, председатель объединения ОО «Всемирная лига граждан и гражданских объединений» ответил на вопросы «Эха Кыргызстана», прокомментировав этот скандал.
– Э.К. С чего это так американцы расщедрились, выделив аж один миллион долларов? Получается, что у США большой интерес к этим выборам?
– Б.Б. Под этим соусом USAID и выделяет такие средства для мониторинга выборов. Для Запада главное дискредитировать саму систему голосования в стране, чтобы придраться в итоге именно к президенту. Как я говорил ранее, именно Сооронбая Жээнбекова хотят сделать крайним и ответственным за все результаты предстоящих выборов. Мы предупреждали, что если выборы пройдут не по одномандатным округам, а по старым партийным спискам, то в конечном итоге будет обязательно нанесен удар по президентской вертикали. То, что USAID выделили миллион долларов, говорит о том, что американцы готовятся к осуществлению именно этого сценария.
– Э.К. В результате выделения такого небывалого гранта организации «Общее дело» другие известные прозападные НПО написали гневное обращение, где обвинили сотрудников структур в коррупции. Как Вы такое прокомментируете?
– Б.Б. USAID ищет исполнителя для грязной работы, а прежние прозападные НПО не оправдали возложенное на них доверие, так как делали всё очень вяло и прикарманивали львиную долю выделенных средств. Например, действовала схема, когда 80% гранта делили в рамках узкой группы лиц, а остальное шло на осуществление проекта. То есть, все они изображали или имитировали бурную деятельность. Но народ сейчас уже не тот, что раньше, многие разоблачают и показывают истинную сущность всех этих НПО, которые не выполняют своих социальных функций. И поэтому американцам понадобились новые игроки.
На этом фоне постоянных скандалов USAID решил поменять свой формат и качество работы в Кыргызстане, чтобы показать свою способность к якобы позитивным изменениям. Но это обман, так как USAID и западные фонды не работают с реальным гражданским сектором и народом. По сути, сотрудники этих структур выдумывают очередную мнимую альтернативу и выводят новых лиц на авансцену, что и стало причиной данного острого конфликта.
Те организации, подписавшие петицию, по-своему тоже правы, так как они долгое время служили американцам, проводили лоббистскую работу, но на сегодняшнем этапе они стали пробуксовывать. Думаю, их решили списать за то, что у них не получились, а вернее провалились, задуманные проекты с «открытым правительством», провокацией 8 марта и другими мероприятиями, направленными на раскачку ситуации в стране. Да, есть какой-то информационный эффект от них, но нужно для хозяев этот результат закреплять, а этого не делается, народ не ведется.
– Э.К. И как Вы оцениваете эффект от этой петиции недовольных «грантоедов»?
– Б.Б. Самое смешное, что непонятно к кому эти представители семи НПО обращаются. Они говорят, что в системе представительств USAID имеет место коррупция и якобы именно из-за этого и принимается закон об НКО. Да, есть коррупция, но это не у нас же в стране, а у них. Получается, что они выступили с воззванием к Дональду Трампу, но я не уверен, что на их вопли обратят внимание. Мне лично их абсолютно не жалко.
– Э.К. Госдеп недавно распространил ежегодный доклад о состоянии прав человека в Кыргызстане. Как Вы оцениваете данный документ?
– Б.Б. По большому счету болванка у них уже была готова и удивляться нечему. Негативный образ страны они пытаются вылепить из событий 2 и 8 марта. Но в итоге эти провокации провалились и продавить свои интересы через мнимое нарушение прав человека не получилось ни в России, ни у нас. Теперь эти американские структуры будут работать по-другому. Не зря в документе Госдепа особо отмечены национальные меньшинства. Наверняка их отдельные организации будут натравливать на титульные нации.
Мы уже говорили, что Запад работает с представителями депортированных народов, с диссидентами и потомками тех, кто ранее служил в Туркестанском легионе вермахта. Второй подход – это использование исламского фактора, так как пытаются посадить религиозные организации под свой контроль и внешнее управление. Поэтому я именно в этом вижу основную угрозу для республики, исходящую из-за рубежа.
Фото: Lenta.ru