Чрезвычайный и полномочный посол России в Кыргызской Республике Николай Удовиченко, выступая на видеоконференции «Экономические последствия пандемии коронавируса для стран ЕАЭС», проходившей в минувший вторник, рассказал своё видение проблем, с которыми столкнулся ЕАЭС во время пандемии.
«Пандемия нанесла большой удар по привычному образу жизни, но в то же время её надо рассматривать как новый вызов и новые испытания, которые должны нас, безусловно, закалить.
В какой-то степени мы драматизируем ситуацию больше, чем она может быть на самом деле. Но если взять сухую статистику, то посмотрите, международные автогрузоперевозки, которые производит Кыргызстан, выросли за последний месяц на 0,3%, заметьте не упали, а выросли. И главное, мы никак не ставим под сомнение будущее Евразийской интеграции.
Евразийская общность носит определяющий характер, и сейчас я уверен, что в будущем нам надо уходить от цифр, от подсчётов ВВП. Сегодня уже не ВВП определяет уровень жизни, нужно смотреть на то, как реально реализуются экономические проекты, какие потребности у нас возникают. То же самое в рамках нашей евразийской интеграции, хороший пример, это «Зелёный коридор», который был создан для грузоперевозок. Работает? Работает, но даже в этом случае у нас есть препоны на территориях отдельных стран, областей и регионов.
На мой взгляд, есть вещи, которые должны решаться абсолютно сквозным образом и никаких препон в рамках Союза возникать, вообще, не должно независимо ни от каких обстоятельств. А если они и возникают, то должны длиться исключительно непродолжительный период.
Я думаю, в рамках ЕАЭС нам нужно ускориться. То что мы планировали сделать через 5—7 лет, надо делать быстрее и идти по пути углубления интеграции. Сегодня на фоне пандемии мы можем думать, что нужно закрыться по национальным квартирам и решать свои проблемы, это то к чему нас подталкивает наше порочное мышление. Но сейчас, наоборот, нужно более активно говорить о том, как мы можем расширить интеграцию таким образом, чтобы она даже в случае каких-то стрессовых ситуаций была способна вырабатывать коллективные ответы.
К сожалению, в этот раз ЕАЭС не сразу включился в решение проблем, потребовалось какое-то время, чтобы механизмы евразийской интеграции начали активно работать. В основном все действия осуществлялись на двусторонней основе. Если мы возьмём российско-кыргызское сотрудничество, то увидим, что процессы шли по пути прежде всего оказания экстренной помощи, это предоставление тест-систем и реагентов к ним для идентификации вируса. А уже другая форма помощи рассчитывалась в плановом режиме.
Плюс у нас также продолжаются те программы, которые были запущены по линии как двустороннего сотрудничества, так и многостороннего взаимодействия через международные организации. Это и программы питания, в том числе и школьного, программы интегрированного развития областей и промышленного развития отдельных регионов на кластерной основе. Так что все эти механизмы продолжают работать.
Конечно, сегодня мы сталкиваемся с объективной сложностью – ограничение передвижения, ограничения контактов и так далее. Я считаю, что у нас есть все шансы на то, чтобы немного с другого ракурса посмотреть на интеграцию и действительно уделить внимание выработке особых механизмов, позволяющих находить действительно неординарные решения на возникающие перед нами вызовы.
Сейчас нужно активнее задействовать финансовые рычаги, которые мы создали в рамках ЕАЭС и на двусторонней основе. Это, конечно же, Российско-Кыргызский фонд развития. Я думаю, что его можно использовать не только на принципах банковского кредитного финансирования. Можно пойти дальше и Евразийский банк развития, который обладает колоссальными финансовыми возможностями мог бы активно подключиться к преодолению возникших экономических последствий.
Также стоит отметить, что во время борьбы с пандемией люди наравне с государством добровольно оказывают помощь нуждающимся и социально незащищённым слоям населения. Я думаю, что вот эти здоровые проявления человеческого характера должны получать дальнейшее развитие. Может быть, на основе этой человечности и будет дальше идти развитие нашего общества.
В любом случае сегодня акцент должен ставиться не на реэкспорте, и не на производстве товаров, которые требуют супер-ресурсы. Сегодня, когда нефть дешевеет, у многих государств появляется соблазн нарастить грязные производства. Нельзя допускать этого.
Нужно выходить на новые технологии и производства. Пришло время, когда мы должны совершить качественный рывок в буквальном смысле слова. Если не совершим этого рывка, то каждый раз, как появляются такие вызовы, мы будем сталкиваться с подобными проблемами. К сожалению, всё подсказывает, что нынешняя пандемия не последняя. Поэтому нам надо создавать механизмы, которые будут стрессоустойчивы и будут работать уже автоматически, позволяя создавать приемлемые условия жизни для людей, чтобы никто не оказывался в безвыходной ситуации» – резюмировал посол.
Фото: ru.sputnik.kg