В понедельник 11 мая верхняя палата парламента Узбекистана приняла решение о принятии участия страны в работе ЕАЭС в статусе государства-наблюдателя. Бахтиёр Исмаилович Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» согласился ответить на вопросы «Эха Кыргызстана» и прокомментировать данное важное событие.
– Э.К. Что дает статус наблюдателя при ЕАЭС для Узбекистана?
– Б.Е. Получение статуса страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе для Узбекистана – это возможность участвовать в обсуждении тех вопросов, которые выносятся на общее обсуждение. Участвовать как в обсуждении, так и в выдвижении определенных предложений. Это тот этап, который можно назвать этапом постепенного «узнавания» изнутри системы работы структур ЕАЭС, механизмов подготовки решений и их согласования. Это возможность получения опыта работы в структурах ЕАЭС, в комитетах и рабочих группах, которые создаются и действуют внутри ЕАЭС, что несомненно, является очень важным шагом, для того чтобы идти в этом направлении дальше.
– Э.К. Как Вы оцениваете данный шаг на пути вступления республики в состав ЕАЭС?
– Б.Е. На нынешнем этапе правительством и парламентом Узбекистана принято решение о поэтапном вступлении страны в ЕАЭС. И первым этапом является получение статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС. Исходя из этого, я бы не стал говорить об окончательном и финальном маршруте этого движения. Этот вопрос, как мне представляется, будет растянут по времени. Сейчас речь идет только о получении статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС. Дальнейшие шаги – это изучение деятельности самой ЕАЭС для Узбекистана. Это подготовка серьезных расчетов по плюсам и минусам вхождения в ЕАЭС по всем направлениям и по всем отраслям. И эти расчеты будут делаться, как со стороны Узбекистана, так и со стороны стран членов ЕАЭС. Этот шаг, он хорош тем, что дает время на то, чтобы провести эту очень серьезную и необходимую подготовительную работу, чтобы понять и получить точную и полную картину всех тех выгод и тех издержек, которые получит и Узбекистан и другие страны ЕАЭС от вступления Узбекистана в ЕАЭС.
– Э.К. Есть ли силы или общественные деятели внутри страны, выступающие против интеграции? Как отнеслись представители бизнес сообщества к данному решению?
– Б.Е. Когда мы говорим о процессе вступления Узбекистана в ЕАЭС, для меня лично, как эксперта, представляется очень важным то, как это происходило и происходит. По большому счету, первый раз в истории постсоветского Узбекистана, очень серьезный вопрос, вопрос стратегического долгосрочного характера открыто и прозрачно обсуждается в обществе. Это по большому счету, первый опыт общественного обсуждения такого серьезного вопроса, с активным включением экспертного сообщества и бизнес сообщества. Были созданы условия, для того чтобы и общественность и различные группы бизнеса смогли высказать свою точку зрения, свои ожидания и свои озабоченности. И все это происходило в открытом режиме. И я думаю, значение этих обсуждений выходит за рамки только этого вопроса. Я считаю, что этот первый опыт широкого общественного обсуждения – имеет серьёзное значение в процессе обеспечения большей открытости политической системы, через получение опыта стимулирования общественной активности, повышения значения экспертного сообщества, усиления роли гражданского общества при обсуждении серьезных вопросов общественно-экономического развития страны. Мы сами были участниками этого процесса, и сами наблюдали, как шли эти дискуссии в электронных и в печатных СМИ страны, внутри политических партий.
Вообще вопрос о вступлении или невступлении Узбекистана в ЕАЭС стал одним из ключевых вопросов предвыборной компании по выборам в парламент Узбекистана в конце 2019 года. Политические партии вопрос о вступлении или невступлении в ЕАЭС сделали одним из ключевых пунктом своих предвыборных программ. Это был один из ключевых вопросов, которые обсуждались в ходе предвыборных дебатов. И общество получило возможность увидеть всю палитру мнений. И, несомненно, в ходе этих дискуссий кристаллизировались основные положения предвыборных программ политических партий.
Анализируя всю общественную палитру мнений по вопросу вступления или невступления Узбекистана в ЕАЭС, необходимо понимание того, что само общество неоднородно, включает в себя различные группы, зачастую с противоположными взглядами и интересами. Тот же бизнес – он ведь тоже очень разный. Есть бизнес производственный – у него свои интересы. Есть бизнес торгово-посреднический, торгашеский, компрадорский – у него свои интересы. Тоже и в обществе – есть люди, для которых экономические плюсы быстрого вступления в ЕАЭС являются главными. В частности, это педалируемый ими вопрос о трудовой эмиграции, или возможность резкого увеличения экспорта определенного вида продукции. Для них это важно. Есть общественные группы, для которых вопросы политического суверенитета являются более важными, чем получение каких-то экономических выгод от вступления в это интеграционное объединение. То есть, общество разное, состоит из разных групп. Поэтому мы видели серьезные дискуссии по этому вопросу.
Как представляется, результатом данных серьезных общественных дискуссий и стало политическое решение о том, что Узбекистан не будет быстро и единовременно вступать в ЕАЭС. Узбекистан будет вступать в ЕАЭС постепенно, поэтапно, пошагово. И первым шагом является получение статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС, для того чтобы и Узбекистан и его партнеры по ЕАЭС имели возможность более точно, более объективно сделать расчеты, понять плюсы и минусы и нащупывать пути по согласованию интересов как стран членов ЕАЭС так и Узбекистана.
Фото: eurasia.expert