Общественное объединение «Антитеррор» достаточно активно себя зарекомендовало в кампании за принятие закона об НКО и против действий прозападных неправительственных организаций, инициирующих антиправительственные митинги и акции в стране. Председатель «Антитеррора» Ильдар Биккенин любезно согласился ответить на вопросы «Эха Кыргызстана», прокомментировав деятельность различных организаций, принимаемых парламентом законопроектов, регулирующих деятельность гражданского сектора, а также рассказав о ближайших задачах своего объединения.
– Э.К. Как Вы оцениваете общую активность прозападных НПО в Кыргызстане? Месяц назад многие из них призывали представительства ЕС и МВФ увязать выдачу кредитов с принятием нового закона об НКО.
– И.Б. Давать общую оценку деятельности всех НПО, работающих под эгидой иностранных фондов будет некорректно. Всё же их много, работают люди в разных направлениях. Деятельность одних скорее позитивна, других – двояка. А деятельность третьих – их к слову часто можно увидеть на митингах, всевозможных акциях (они постоянно против чего-то выходят) – носит, как по мне, скорее деструктивный характер. Про неё вот и стоит говорить.
У этой деятельности много факторов, все мы не охватим. Поговорим про один – наглядный. Да, с виду они как бы борются за права, законность для всех. Однако эта борьба даёт результаты лишь для них самих, то есть, для узкого круга связанных в одну сеть НКО. Могу уверенно сказать – государственная машина у нас боится НПО. Но народ, за который они якобы выходят – не является выгодополучателем от этой деятельности. Причём это чётко понимают, как сами НПО, так и представители разных государственных структур.
Яркий пример у меня есть. Перед первым митингом «Re:Акции» на площадь митинговать вышли простые люди – предприниматели рынка «Берекет универсал». Милиция начала трясти перед ними постановлениями о запрете на митинги и настойчиво требовала покинуть площадь. Люди подчинились и ушли. А во время митинга «Re:Акция» милиция там ни к кому даже не подошла. Вот и получается, что в итоге у нас есть законы и порядки для народа и отдельно – законы для НПО из той самой третьей категории.
Про их требования или просьбы не выдавать кредиты, меня конечно улыбнуло, когда я прочитал эту информацию. Как по мне, пусть их требования выполнят и не дают. Страна и так находится в положении кредитно-грантового наркомана. И пока гранты и кредиты текут рекой – это всем удобно. И внешним игрокам, в том числе.
А главная проблема даже не в этом всём. А в том, что НПО, работающие под эгидой международных фондов, будем говорить открыто – фондов глобалистов, продвигают интересы тех самых глобалистов. Но никак не народные интересы. И порой якобы, действуя против власти, на самом деле действуют против государства. Понимают ли они что делают, или нет – тут уже вопрос второй.
– Э.К. Будет ли в итоге все же принят во втором и третьем чтении этот важный закон? Нет ли препятствий на пути к этому? Спрашиваем потому, что ваши представители активно выступали в поддержку законопроекта на всех последних общественных слушаниях.
– И.Б. К закону я отношусь двояко. С одной стороны, совместно с другими ОО, мы уж как могли взывали к здравому смыслу нашего правительства и не раз просили принять подобный закон. Для независимой страны это как минимум нормально – такие законы иметь. С другой, в том варианте, который принимается сейчас, это некорректно по отношению к НПО, которые не имеют внешних источников финансирования и опираются исключительно на свои средства, либо средства других граждан Кыргызстана. Проще говоря, иностранных агентов и своих патриотов, которые готовы не только говорить, но и что-то делать – поставили в один ряд. Это – не правильно.
– Э.К. Каково Ваше отношение к законопроекту о легализации доходов? Дело в том, что ряд объединений, которые близки к Вам по ряду позиций, например, «Всемирная лига граждан и гражданских объединений» и Общественный фонд «Тилекмат-Аке», выступили против него, считая, что коррупционные средства могут быть использованы «пятой колонной» для предвыборной кампании и укрепления своих позиций.
– И.Б. Тут ничего не могу сказать. Темой выборов не особо интересуюсь и с этим законом я не знаком. Меня вообще откровенно раздражает вся эта предвыборная возня. К народу и его интересам она де факто не имеет никакого отношения, но бурления вечно такие, будто решается судьба страны. «Антитеррор» действует уже почти два года. И когда выборами и не пахло – всех этих предвыборных «патриотов» не было ни слышно, ни видно. Не помню, чтобы хоть одна партия решила хоть одну народную проблему. Так что я всё это вижу, как чистой воды фарс.
– Э.К. Как вы относитесь к появлению такого явления как движение «Чон Казат»?
– И.Б. Прямо с этой организацией мы не знакомы. Косвенно знаю Максата Мамытканова, по его постам в ФБ, да и на паре круглых столов видел. Слушал несколько видео с Сыймыком Жыпыкеевым, по крайней мере к этим двум людям отношение скорее положительное. И тут хотел бы сказать не о самой организации, о скорее о том, что я вижу вокруг неё в информационном поле.
Есть такое мнение, что за кем-то кто-то постоянно должен стоять. Причём мнение появилось не из ниоткуда. Его очень любят насаждать представители НПО, у которых в голове не укладывается, что человек может что-то делать не за бабки, а потому что ему уже “обрыдло” смотреть на всё это вокруг. Ну что поделать? Такое мировосприятие у людей, такая идеология. И теперь оно стало очень распространённым. Мы это и на себе испытали. Прям своеобразная пандемия. Но тут любому гражданину надо чётко для себя понимать – самый чистый и супер честный человек, который выходит в это общественно-политическое поле неизбежно будет подвергаться нападкам. Иногда, потому, что кому-то мешает. Иногда, потому, что просто не является союзником. А иногда просто потому, что кому-то надо было хайпануть, а особо было не на чем. И конечно каждый гражданин, который в эту плоскость не вылез думает примерно так: «ну вот я же не такой! Про меня бы так не сказали, ведь все мои знакомые это знают». Но вылезешь и скажут, всё что угодно. Причём порой такое – что и опровергнуть невозможно. Вот нам, например, говорят: «Вы ФСБшные». И что? Как нам это опровергнуть?
Как по мне, такая же тема работает в отношении «Чон Казат». Уже кем их только не сделали. Но кто они на самом деле – покажет только время. И смотреть лучше всего на конкретные дела людей.
– Э.К. Каковы перспективы развития националистических или появления неонацистских групп и движений в Кыргызстане? Представляют ли они сейчас какую-то потенциальную угрозу?
– И.Б. Эта угроза всегда подспудно есть в любой многонациональной стране. Потому что легче всего объединить людей по самому простому и очевидному признаку. Например, по национальному. Как мы видим, например, сейчас происходящее в США. Все как бы чётко понимают, что этот Флойд афроамериканец и это становится якобы главным мотивом. А что этот человек ещё идентифицируется как преступник, со множеством приводов и статей – это уже вроде, как и не важно. И стал он жертвой именно по этой, а не по первой идентификации – уже точно никому сейчас не важно. Люди верят в то, во что их можно заставить поверить. И если масс медиа подают информацию именно так – 80% не будет сомневаться, что так оно и есть.
Сейчас вполне отчётливо видны попытки глобалистов затеять какой-то хаос в мире, используя тематику Флойда. Может ли зацепить это и Среднюю Азию? Вполне может быть. Это один из страшных инструментов внешнеполитических игроков. Реже – но всё же прибегают к такому инструменту и внутренние политические силы некоторых стран. Так что я бы рекомендовал нашим спецслужбам держать ухо востро ближайший месяц. И несомненно ветер на такие события будет дуть из-за границ Кыргызстана.
Потому, что с другой стороны – благодатной почвы для таких движений в Кыргызстане нет. Вообще, как мне кажется – Кыргызстан одна из тех немногих стран, где сохранилось что-то от ещё советской дружбы народов. Не благодаря каким-то программам, усилиям и прочему. А потому что менталитет такой. Тут спокойно и мирно не просто «уживаются», а живут десятки национальностей. И относятся друг к другу очень и очень лояльно. Да что лояльно – межнациональные браки у нас не редкость. А это уже больше чем дружба. И в этом плане я очень горд и доволен своей страной. Есть, конечно, разные индивиды, отдельные инциденты, но это не имеет отношения ко всему народу.
Фото: социальные сети