Граждане Кыргызстана ожидают парламентских выборов, которые покажут дальнейшую судьбу народа. Уже сейчас большинство поддержки приходится на крупные провластные партии “Биримдик”, “Кыргызстан” и “Мекеним Кыргызстан”, в то время как оппозиционные формирования находятся далеко позади.
Ввиду того, что оппозиционные партии в большинстве своем имеют прозападные взгляды, не исключено, что они обратятся за помощью к странам Запада. Например, если их не устроят результаты парламентских выборов, запланированных на 4 октября, они заявят, что избирательный процесс был сфальсифицирован, из-за чего западные правители тут же “придут на помощь”. Такой план уже был осуществлен в Беларуси, где до сих пор проходят массовые беспорядки.
А если учитывать, что после выборов и в ближайшее время курс республики будет направлен на евразийскую интеграцию, а сотрудничество с Америкой не будет развиваться, Запад попытается перетащить свои силы из Беларуси в Кыргызстан, который только что провел выборы.
В последнее время после пандемии коронавируса в мире начались необратимые изменения, среди которых популяризация формирования субрегиональных блоков. Очевидно, что одним из них станет Евразийский экономический союз, который привлекает все больше внимания и желающих стать его членом. В то же время проект Соединенных Штатов Америки С5+1 будет и далее существовать, однако без особых попыток развиваться, и это несмотря на тенденцию Кыргызстана заниматься многовекторной политикой, направленной на нахождение некого баланса удовлетворения собственных интересов.
При этом события, происходящие в разных странах бывшего Советского Союза, так или иначе связаны между собой. Беларусь смогла стабилизировать внутриполитическую ситуацию, но белорусский кризис показал, что все постсоветские государства находятся в эпицентре геополитической схватки. Поэтому стоит опасаться, что подобная ситуация возникнет в Кыргызстане после парламентских выборов. Уже сейчас ОБСЕ, ЮСАИД и их местные субподрядчики рассказывают о каких-то соцопросах, а в дальнейшем появится информация об экзитполах во время голосования. Это нужно для того, чтобы после победы действительно популярных в республике партий Запад смог объявить результаты, диаметрально расходящиеся с официальными данными.
Однако не исключено, что в Кыргызстане может быть использован любой другой сценарий, поскольку правительству Беларуси все же удалось стабилизировать общественно-политическую ситуацию. Если посмотреть на ситуацию в Беларуси, то, считает он, там практически всё протестное движение представляет собой коалицию прозападных НПО и радикальных белорусских неофашистов, которые проходили практику на Украине – и на майдане, и в зоне конфликта в Донбассе. Сейчас США и Кыргызстан рассматривают возможность подписания соглашения, которое приносит множество плюсов Америке, но никак не республике. Среди таковых наделение дипломатическим статусом и неприкосновенностью персонала дипломатического представительства и сотрудников аффилированных с правительством США международных организаций, а также всех, кто с ними так или иначе взаимодействует – представителей местных неправительственных организаций.
В Кыргызстане же ситуация такова, что факты вмешательства даже публикуются в интернете, где опубликовали запись, на которой представители NED вели переговоры о том, что необходимо создать оппозиционную коалицию НПО. Это дает понимание, что риски развития белорусского сценария в Кыргызстане очень велики. Однако очевидно, что уже сейчас Запад так или иначе заинтересован в увеличении своего присутствия в регионе.
Кстати, из-за давления Запада Жогорку Кенеш так и не принял во втором чтении закон об НКО. Не окажется ли поздно?
Карыбек Отунбаев, специально для “Эхо Кыргызстана”
Фото: rus.ozodlik.org