В США подходит к окончанию финальная битва за овальный кабинет, в которой, вероятнее всего, победителями окажутся демократы Джо Байден и Камала Харрис. Во внешней американской политике тандем Байден-Харрис будет, скорее всего, возвращаться к направлениям, которые были до президента Трампа, они есть в стратегии нацбезопасности государства, утвержденной три года назад. Тогда Центрально-Азиатский регион занимал незначительное место во внешней политике Белого дома. В той стратегии регион упомянули единожды в целях, затрагивающих уменьшение штатовских стратегических партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии. Деятельность, касающаяся центральноазиатского направления внешней политики Штатов, будет обращена в сторону региональной совокупности приемов, выработанных еще при госсекретаре Джоне Керри.
Развиваться взаимоотношения с центральноазиатскими государствами будут и далее на базе платформы «С5+1» между главами МИДов, переговорная повестка между Белым домом и этими странами будет такой же, как до Трампа. В экономической сфере возможно Белый дом будет опять политически сопровождать инвестиции Запада в такие сферы, как добывающая промышленность, логистика, финансы и информационно-коммуникационные технологии.
В сфере безопасности снова станет актуальным афганский вектор. Теперь, кстати, не факт, что планам Трампа, связанным с выводом войск Америки, суждено свершиться и поэтому транспортно-логистический потенциал региона в содействии иностранному военному контингенту увеличивает их роль при переговорах. При этом еще развернется показное противодействие терроризму и радикализму, противозаконному наркообороту и продажам оружия.
В гуманитарной области, видимо, основной акцент будет на соблюдении прав и свобод человека. Здесь все сложно. Потому как в центральноазиатских странах данная сфера не раз критиковалась Западом. Еще вероятно увеличение финансовой помощи институтам гражданского общества, которые разделят «правильные» интерпретации демократических ценностей.
Если президентом станет Байден, то изменится дипломатия Америки и в треугольнике «Пекин–Вашингтон–Москва». В частности, изменится формат разногласий Вашингтона и Белого дома, в котором к политическому противостоянию стран в мире относятся негативно, включая и партнеров Штатов. Байден будет вести политику, направленную на уменьшение напряженности в сфере безопасности, националистический антикитайский курс будет ослаблен, сдерживание Пекина будет происходить в области экономики. В этом плане для центральноазиатских государств выбор между Китаем и США будет менее жестким. Однако демократы усилят антироссийскую политику. Их стремление увидеть экономику РФ «в клочьях» добавит вызовов в сферах устойчивого социального и экономического развития, помимо России, и государствам ЦА, которые с ней тесно объединены хозяйственными системами.
Возможно, также во внешней политике произойдет сдвиг от треугольника к ромбу – «Пекин-Москва-Вашингтон-Дели». Так как в последних вариантах стратегии, затрагивающей внешнюю политику, демократами предусматривалось, что основную роль в сдерживании Китая в Азии играла бы Индия. Вероятнее всего, дальше связка Вашингтон-Дели будет усиливаться в мировой политике и преподноситься как альтернатива китайскому направлению в ЦА.
В Центрально-Азиатском регионе на сегодняшний день просматривается все большее количество многополюсных и разноформатных взаимодействий. В регионе все усложнено многовекторностью государственных интересов, запутанными кооперационными и конкурентными отношениями. В связи с сегодняшней активностью международных явлений необходимо постоянное изучение происходящих преобразований для того, чтобы не мешкая калибровать внутренние и внешние управленческие решения и для региональных, и для внерегиональных субъектов.
Приход Байдена и демократов к власти в США означает для стран Центральной Азии усиление деятельности прозападных НПО и политических партий, а также националистов, национал-либералов, пантюркистов и исламистов разных сортов и оттенков. Угроза «цветных революций» в связи с этим увеличивается в разы, как и возможность использования террористов и экстремистского подполья для организации восстаний и акций в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане. У американцев также остается плацдарм для осуществления вторжения исламистов из ИГИЛ в бывшие советские республики Средней Азии. Противостоять этим угрозам можно только сообща, укрепляя ОДКБ и объединяясь в единый Союз.
Карыбек Отунбаев, политический эксперт, специально для «Эхо Кыргызстана»
Фото: t-home.ru