В январе следующего года в нашей стране состоятся выборы президента. После выборов власти должны будут изыскивать средства для уплаты внешних долгов, которые Пекин не собирается прощать Бишкеку, а на фоне политического кризиса обязательства перед Китаем будет выполнить непросто.
Накануне главы дипломатических ведомств Кыргызстана и Китайской Народной Республики провели переговоры по телефону о возможности облегчения бремени долга, но пока ситуация не сдвинулась с мертвой точки.
Глава МИД Кыргызстана пообещал, что наше государство будет защищать китайский бизнес. Данный вопрос приобрел особое значение в свете того, что во время недавних политических волнений в Кыргызстане несколько китайских компаний оказались под угрозой.
До своего ухода с поста президента Сооронбай Жээнбеков неоднократно предпринимал попытки убедить китайскую сторону дать Кыргызстану отсрочку по выплатам, но правительство КНР ни как не отреагировало на это.
Возникает вопрос, как новоизбранный глава государства, которым, по всей видимости, станет Садыр Жапаров, собирается решить данную проблему. Сам Жапаров ранее призывал граждан нашей страны делать пожертвования на погашение государственного долга. Занимая пост и. о. президента он подчеркнул, что эта идея является “инициативой народа”, но на деле его призывы были прохладно встречены общественностью, уставшей от десятилетий безудержной коррупции.
На сегодняшний день правительство Кыргызстана должно выплатить китайской стороне 1,8 миллиарда долларов США. На фоне тяжелой эпидемиологической ситуации и политического кризиса выплата этой суммы является практически невозможной.
Полученные Бишкеком денежные средства от Пекина были выданы в рамках договоров о строительстве транспортной и энергетической инфраструктуры. Суть в том, что в строительстве участвовали китайские компании и рабочие. Таким образом КНР инвестировала в собственную экономику.
Выйти из нынешнего заколдованного круга можно не за счет умиротворения китайских инвесторов и сбора средств с населения, а посредством национализации рудников и пересмотра кабальных контрактов по недропользованию, чтобы полученную государственную прибыль от продажи ресурсов и направить на погашение долга. Продолжение же прежней многовекторной политики и потворствования иностранным корпорациям наоборот приведет к тому, что Китай может забрать за эти раздутые долги новые месторождения и территории. Пример соседнего Таджикистана показывает реальные агрессивные планы Пекина, направленные на аннексию центральноазиатских стран.
Фото: ritmeurasia.org