Столкновение Армении и Азербайджана на территории Нагорного Карабаха закрепило в регионе статус-кво с активным участием турецкой стороны. Страны Центральной Азии продемонстрировали сдержанную позицию в данном конфликте. Однако ситуация в Карабахе может повлиять на регион.
Министерства иностранных дел стран Центральной Азии поддержали соглашение между президентом Азербайджана и главой кабинета министров Армении, а также президентом Российской Федерации о полном прекращении огня на территории Карабаха. Также страны отметили деятельность России в попытке разрешить конфликт и выразили надежду, что в скором времени ситуация вернётся в мирное русло.
При этом у стран региона нет четкой позиции относительно ситуации в Нагорном Карабахе из-за политики многовекторности. Центральная Азия находится в тесных дипломатических отношениях с Россией, но и с Турцией она не воюет, а значит принятие какой-либо стороны может нести за собой серьезные последствия. Также страны Центральной Азии состоят в тех же организациях, что и Азербайджан с Арменией, поэтому в регионе приняли нейтральную позицию.
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения являются членами ОДКБ, Казахстан, Кыргызстан и Армения входят в состав ЕАЭС, все страны региона, Армения и Азербайджан являются членами СНГ. Также все страны Центральной Азии, за исключением Туркменистана и Таджикистана вместе с Азербайджаном и Арменией входят в Совет сотрудничества тюркоязычных государств.
Однако геополитическая ситуация на Южном Кавказе меняется и формируется новый статус-кво в котором уже активную роль играет Турция как агрессивный региональный игрок. Анкара практически сразу стала открыто поддерживать Азербайджан и даже получила право на участие в миротворческой операции, которое предусматривает представительство в мониторинговом центре в Азербайджане.
После фактической победы Азербайджана, который смог переломить ситуацию при поддержке Анкары, позиции Турции на Кавказе чрезвычайно укрепились. Сейчас на волне этого успеха можно ожидать активизацию Анкары и в нашем регионе.
Анкара может давить на страны региона через пантюркистские организации, группы исламистов и народ.
Также конфликт на территории Нагорного Карабаха показал эффективность беспилотных ударных аппаратов и страны Центральной Азии могут перенять опыт их использования. Накануне Казахстан и Узбекистан посетил глава оборонного ведомства Турции Аскар Хулуси. Что обсуждали стороны не разглашается, но не исключено, что Турция предлагала расширение военного сотрудничества.
Однако Центральная Азия – это не только тюркский регион, но и персидский, с учётом Таджикистана. Поэтому формирование каких-либо проектов без одной страны региона будет неполноценным вариантом интеграции.
Местные элиты должны понять, что Турция попытается втянуть их в новые военные авантюры, а поддерживаемые Анкарой исламисты и пантюркисты будут играть роль главных зачинателей “цветных революций” с целью дестабилизации ситуации и свержения светских режимов. В связи с изменившейся ситуацией и тем, что неосманистская Турция выступает в качестве тарана в руках Запада для выдавливания России и Китая, пантюркисты становятся типичными экстремистами в одном ряду с исламскими террористами. Нельзя забывать всем и то, что в 90-ые именно Анкара поддерживала узбекскую вооруженную оппозицию.
Айдербек Кусагалиев, специалист Центра исследований внешнеполитических угроз ЕАЭС, специально для “Эхо Кыргызстана”.
Фото: yandex.ua