Исламское Государство набирает себе добровольцев из жителей Центральной Азии. Позиции ИГ в Сирии и Ираке очень сильно ослабли за последние 6 лет, тем не менее, его деятельность полностью не остановлена, тем более это не относится к игиловской пропаганде. Катализатором процесса становится ухудшение общего состояния экономики и постепенная маргинализация общества в центральноазиатских республиках, отчасти этим процессам способствовала пандемия нового коронавируса.
Вербовка в ИГ идет во всех республиках в молельных комнатах и через интернет. Из-за экономических проблем спецслужбы не всегда способны выявить сети экстремистов. Именно через глобальную сеть игиловцы получают доступ к широкой аудитории, входят в доверие и переманивают на свою сторону.
Актуальной проблемой для региона остается вопрос реабилитации вернувшихся на родину граждан, ранее воевавших на стороне ИГ. В случае возвращения значительной части тех, кто ранее числился в рядах ИГ обратно в Центральную Азию, поставит под угрозу безопасность и стабильность во всем регионе.
Проблемой радикализации Центральной Азии сильно озабочены страны имеющие непосредственные границы с регионом, а именно Китай и Россия, приграничные регионы которых также входят в зону интересов лидеров Исламского Государства. В меньшей степени в процесс вовлечены Европейский союз и Соединенные Штаты Америки.
Правительствам надо обратить внимание на различные пантюркистские группы и прозападные НПО, которые сейчас фактически соединяются по своим целям и интересам с исламистами и порой прикрывают и поддерживают последних. То есть, фактически являются легальной частью западной агентуры, которая сейчас усилит подрывную деятельность в связи с переориентацией террористических групп с Ближнего Востока в Центральную Азию и Синьцзян. ИГ как передовой отряд исламского терроризма обязательно сейчас “отметится” и в бывших советских среднеазиатских республиках.
Ариет Каримов, политолог, специально для “Эхо Кыргызстана”
Фото: polit-asia.kz