Таалайбек ДЖУМАДЫЛОВ: «К сожалению, на сегодняшний день ГKНБ и правоохранительные органы, вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой, делают всё наоборот»
– Таалайбек Амантурович, как бы вы охарактеризовали текущее состояние религиозной сферы в нашей стране?
– Вообще, религиозная сфера, безусловно, это тот аспект, где государство должно вести полномасштабную оперативно-розыскную деятельность. Почему? Я, как ветеран спецслужб, считаю, что государство это делать обязано в лице органов безопасности и правопорядка, а также в лице Госкомиссии по делам религии КР. Также утверждение, что религия отделена от государства, означает одно – религиозные организации не имеют права вмешиваться в государственные дела. А вот наоборот вполне может быть.
Почему? Да потому что существуют базовые функции государства по обеспечению национальной безопасности и общественной безопасности. Обеспечение национальной безопасности подразумевает своевременное выявление угроз и принятие превентивных мер по ним, а также означает давать ответ на вызовы. А общественная безопасность подразумевает выявление нарушений прав человека, обеспечение их выполнения. Какие угрозы могут возникать в религиозной сфере? Терроризм, экстремизм, сепаратизм, торговля людьми.
В сфере общественной безопасности, например, могут возникать формы физического и прочего насилия, отказ от образования, вакцинации и прочее. То есть существует ряд угроз. Поэтому государство обязано проводить соответствующую работу и политику. К сожалению, на сегодняшний день ГKНБ и правоохранительные органы, вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой, делают всё наоборот. А именно, не они проникают в эту среду через агентурное и техническое внедрение, а, наоборот, представители религиозных структур осуществляют проникновение. Причём порой даже в руководящие звенья. Я уже не говорю даже о проникновении религиозных апологетов в органы государственной власти.
Если, например, молельный дом строится в здании Жогорку Кенеша… При этом работники правоохранительных органов, призванные с этим бороться, сами являются приверженцами, причём открытыми. Приехали! Вот и всё! Помните, как накануне октябрьских событий поймали каких-то экстремистов, призывавших к насильственному свержению власти, но потом тема стала замалчиваться. Где они?
Второе, все мы помним «тайную вечерю» – совещание с участием председателя на тот момент Госкомиссии по делам религии, заммуфтия. Так вот тогда они открыто призывали, что им надо выдвигать свою партию и идти во власть. Помню, как один кандидат последней президентской гонки на теледебатах открыто призывал к установлению законов Шариата. Государство должно было на подобные вещи реагировать! Я не призываю всех пересажать, но как минимум они должны были получить официальное предостережение!
Создание политических партий на религиозной основе запрещено законом! Но ничего подобного не было сделано! По сути, государство является аппаратом принуждения к исполнению законов. А государство данную функцию не выполняет, да ещё и бездействует, проявляя таким образом халатность. Более того, само вовлекается в процесс – как потом не будет исламизации? У нас количество мечетей превышает количество образовательных школ.
– Какие факторы влияют на исламизацию общества?
– Первое, у нас тяжёлое социально-экономическое положение. Низкий уровень жизни населения в экономическом плане, еще ниже уровень светского образования, отсутствие идеологии. А религиозники дают ясные и понятные лозунги, говоря, если будет Халифат, то наступит и социальная справедливость. К величайшему сожалению, у нас в стране никакой идеологической работы не ведётся, отсутствует образ будущего. Поэтому данный вакуум заполняют чуждыми нам ценностями: либо деструктивными западными в виде ЛГБТ и прочее, либо инородными религиозными ценностями. В то время как данный вакуум должна заполнять государственная политика!
– Активно в нашей стране работают различные религиозные центры, которые субсидируются из-за рубежа…
– Сегодня Министерство образования и науки официально выдаёт лицензии на осуществление дополнительного образования, чтобы на местах в мечетях получали сертификаты. Это делается для того, чтобы верующих людей обучать специальностям. Данный проект финансируется американской стороной. Хотя у нас существует Агентство по профтехобразованию с большой сетью ПТУ, как раньше их называли.
Почему Посольство США напрямую не финансирует данное Агентство по профтехобразованию? Зачем создавать альтернативную структуру обучения? Поэтому в религиозной сфере государство должно проводить активную идеологическую политику, давая ценностные установки, контролируя ситуацию. Отношения надо регулировать, так как мы являемся поликонфессиональной страной. Только в одном христианстве у нас представлены несколько деноминаций, не говоря о других религиях. Поэтому государство обязано вмешиваться и контролировать обстановку.
– Почему, по-вашему, представители религиозных структур стремятся влиться в государственные?
– По причине отсутствия государственного мышления! Представьте себе, если сам президент страны и Жогорку Кенеш инициировали открытие молельного дома в зданиях госучреждений. Госслужба всегда должна быть отделена от религиозной сферы. Обратите внимание на речи наших руководителей, так как там через слово «Дай Бог», что является недопустимым. Такая фразеология допустима в бытовой речи. Во время коллективных религиозных праздников участие высших должностных лиц недопустимо.
Высшие должностные лица должны обеспечивать равноправно всех, независимо от вероисповедания. Я считаю, что участие в массовых мероприятиях мэра, спикера, президента неправильно. Тем более работники специальных служб и правоохранительных структур должны заниматься выявлением угроз в данной среде. Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми функциональными обязанностями, они туда сами влезают.
Вспомните, как сам экс-глава Госкомиссии по делам религии КР сообщил, что сотрудники ГKНБ и 10-го управления МВД за счёт других участников Хаджа сами туда и ездили. Из ряда вон! Недопустимо! Не имеет права сотрудник, курирующий данную область, сам ездить в Хадж за счёт средств других людей!
– Что вы думаете по поводу Халал сертификации?
– Халал-индустрия подразумевает весь процесс, начиная от выращивания скота, заканчивая забоем и хранением. У нас же получается имитация деятельности Халал-индустрии. Там ведь целый комплекс требований. Если есть в обществе потребность, то пусть религиозные организации её сертифицируют. Но навязывать нельзя.