Бурные политические дискуссии и заявления о «руке Москвы» – так в Кыргызстане отреагировали на планы поставить под контроль финансирование правозащитников (так называемые НКО). Эффект от этого нововведения, однако, может быть парадоксальным, и в то же время выгодным для России. Каким именно образом?
Кыргызстан может пойти по пути России, усилив контроль над деятельностью некоммерческих организаций и их финансированием. Соответствующий законопроект уже принят киргизским парламентом в трех чтениях и сейчас находится на столе у президента страны Садыра Жапарова. Законопроект предполагает ввести дополнительную отчетность для некоммерческих организаций (НКО).
Если документ будет подписан президентом Кыргызстана, то эти организации будут обязаны отчитываться перед государством о том, откуда получают деньги и как тратят. Также вводится требование об обязательной публикации этих данных на сайте министерства юстиции Кыргызстана.
Инициатива депутатов вызвала оживленные споры. Со стороны недовольных звучат обвинения в том, что законопроект инициирован Москвой. В отличие от большинства стран СНГ, за 30 лет независимости финансируемые из-за рубежа структуры беспрепятственно развернули в Кыргызстане активную деятельность практически во всех сферах жизни. Всего в стране активно действуют около тысячи подобных организаций.
Есть НКО, помогающие проводить чистую воду в села, есть – следящие за здоровьем детей. Их польза для бедной страны несомненна. Однако есть в списке работающих в Кыргызстане структур те, которые активно влияют на политическую жизнь в стране. Таковых, возможно, не более 15%, но именно они получают наиболее серьезную финансовую подпитку из-за рубежа.
В год финансирование подобных структур может достигать сотен тысяч долларов. Такие организации занимаются не только сбором информации о ситуации в стране (включая инсайдерскую) и передачей ее зарубежным спонсорам, но и активно влияют на работу чиновников, сотрудников правоохранительных органов, религиозных лидеров, предпринимателей, журналистов.
Нередки случаи, когда НКО пытаются лоббировать принятие одних законов и блокировать другие. Как пример можно назвать активную информационную кампанию по недопущению вступления Кыргызстана в ЕАЭС, в которой участвовали десятки организаций. Были задействованы все инструменты – давление прикормленных депутатов и чиновников, статьи в лояльных СМИ, а также акции протеста.
Одна из сторонниц усиления контроля деятельности НКО, депутат парламента Кыргызстана Евгения Строкова так оценивает роль НКО в Кыргызстане:
«…есть НПО, которые помогают пожилым, детям с тяжелой судьбой. Они выполняют свою роль лучше, чем государственные организации. Но в то же время есть организации, которые вмешиваются в политику (…) Они вредят государству, словно черви внутри яблока, навязывая чужую идеологию, чужие нравственные устои. Есть случаи, когда они продвигают отдельные законы через парламент»,
— объяснила депутат
Нынешний законопроект киргизским НКО не нравится. Раскрывать источники доходов и статьи расходов правозащитники не хотят. Инициатива депутатов встретила активное сопротивление со стороны «демократической общественности». Законопроект сопровождается активной критикой части некоммерческих организаций, оплачивающих их работу международных организаций, а также СМИ, получающих финансирование из США и ЕС. Утверждается, что закон, в случае его подписания, позволит «усилить давление на гражданское общество», а сам Кыргызстан «сделает шаг от демократии к тоталитаризму». Критикуются и сами инициаторы.