Украинские власти строят огромные планы по избавлению ядерного топлива России как себя, так и ее европейских союзников. Однако Украина сама этого сделать не сможет. Во всем этом играет огромную роль компания из США Westinghouse. Что примечательно, для американцев создать ядерное топливо для реакторов советского типа весьма сложная задача.
В планы украинских властей входит идея за три года начать производство ядерного топливо взамен российскому для реакторов советского типа модели ВВЭР-1000 и ВВЭР-440.
АЭС с реакторами первого типа находятся в Украине. Это Южноукраинская, Запорожская и Хмельницкая АЭС, а также третий и четвертый блок Ровенской АЭС. А станции с ВВЭР-440 расположены уже в Европе, а именно в Словакии, Чехии, Финляндии и Болгарии. Кроме того, этот же тип имеет первый и второй реакторы Ровенской АЭС.
Компания Росатома “ТВЭЛ” – это единственный поставщик ядерного топлива ВВЭР-440, который имеет лицензию. По своей сути, никто больше не умеет создавать подобное топливо. Но Украина заявила об идеи отказаться от российского топлива, а также помочь это сделать и Европе.
И вот тут стоит отметить, что американская компания Westinghouse будет производить сборку и фабрикацию тепловыделяющих сборок. А ядерное топливо будет создаваться на предприятии компании в Швеции. Украина во всем этом будет играть роль субподрядчика и как дешевый источник сырья для США.
Но почему же Westinghouse решил оказать помощь Украине в этом деле? На самом же деле, компания намерена просто развит собственные технологии, так как сильно отстала от своего конкурента в лице Росатома.
Президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алескей Анпилогов заявил, что Украина в этом случае просто будет добывать уран на территории Кировоградской области или города Желтые Воды.
Американцам понадобилось около 10 лет, чтобы добиться совместимости своего топлива с реакторами ВВЭР-1000. И сейчас американская компания совместно с Украиной хотят зайти на еще один рынок, создавая топливо для ВВЭР-440. Однако это достаточно опасная игра.
Анпилогов отмечает, что американское топливо для советских реакторов контрафактное, так как информация, которая необходима для производства тепловыделящих сборок для ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, никогда не попадала в руки владельцам реакторов. Они могут иметь при себе только эксплуатационную документацию, а не конструкторскую.
И если в реакторе будет использоваться другое топливо, Росатом снимает свои гарантии безопасности, а риски теперь ложатся на владельца АЭС.
Анпилогов отмечает, что в украинских реакторах, в которых используется чужое топливо, отсутствует надзор со стороны Росатома вплоть до гарантий по системам прогнозирования и выгорания в активной зоне, что очень важно. Если выгорание активной зоны проходит неравномерно, то это может стать причиной аварийном ситуации. И такие случаи имели место быть при использовании топлива американской компании. А устранением аварией занимался Энергоатом.
Вторая опасность заключается в том, что реакторы первого поколения лишены так называемой гермооболочки.
Еще одной опасностью является то, что реакторы первого поколения не имеют гермооболочки. По словам эксперта, в случае возникновения аварийной ситуации в реакторе, при которой он теряет свою герметичность, то радиоактивная грязь мгновенно попадает в окружающую среду. Подобный случай уже происходил на Фукусиме. А в реакторах второго поколения радиоактивная грязь внутри гермооболочки. США и Украины предпринимает попытки создать ТВС для реакторов первого поколения, имеющие минимальные системы безопасности и где отсутствует гермооболочки. Что по итогу может привести к катастрофическим последствиям.
Украина может пренебрегать безопасностью, однако для Европы аварии на АЭС воспринимаются гораздо страшней. Американцы уже пытались сделать из чешских реакторов полигон для испытаний своего топлива. Однако Чехия вовремя поняла все риски и отказалась продолжать эксперименты. После чего американцы обратили свое внимание на Украину, где за десять лет около половины реакторов практически сразу перевели на свое топливо. Хоть и катастроф не случилось, но риски растут.
Замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев придерживается мнения, что заменить российское топливо – сложная задача. Для начала, мощности завода в Швеции ограничены. Но основной проблемой этого является то, что это топливо не сертифицировано в странах с реакторами советского дизайна. А на сертификацию топлива могут уйти годы.
Технологический процесс по замене топлива также занимает долгое время. Ведь в начале необходимо загрузить пробную партию и посмотреть за реакцией. Потом уже можно наращивать долю топлива США, однако это тоже будет проходить весьма медленно. Украине на это понадобилось годы, и то она не смогла полностью заменить российское топливо. В Европе этот процесс будет идти еще дольше, так как европейцы относятся к подобным рискам более строго.
На основании этого, эксперт полагает, что топливо Росатома для реакторов советского типа в странах ЕС нельзя заменить на протяжении 10-15 лет. А дальше нет смысла искать ему замену в связи с истечением срока службы ректоров. И если европейцы все-таки откажутся приобретать российское топливо, то их АЭС, скорее всего, будут закрыты. А это, в свою очередь, приведет к крупному энергетическому кризису для целого региона в Восточной Европе.
Источник: ВЗГЛЯД.РУ