Религия — сложная и многогранная тема, требующая особого подхода. Политики, как правило, стараются избегать обсуждения таких вопросов, чтобы не вызвать недопонимания или неправильных толкований. В течение многих лет руководство Кыргызстана не решалось открыто поднимать вопросы, касающиеся безопасности на религиозной почве, опасаясь разногласий. Однако нынешний президент Садыр Жапаров проявил решительность и мужество, чтобы вынести эти темы на обсуждение. Он инициировал встречу с религиозными деятелями, на которой предложил внести изменения в закон “О свободе вероисповедания”, подчеркнув важность этих вопросов для безопасности общества.
Президент отметил, что в религиозной сфере существуют серьёзные проблемы, которые требуют внимания и действий со стороны Духовного управления мусульман Кыргызстана. Он подчеркнул важность того, чтобы Муфтият и Совет улемов стали надёжными авторитетами для верующих, ведь в противном случае возникает вакуум, который заполняют радикальные и деструктивные сектантские группы, предлагающие искажённые интерпретации религии.
Одним из таких вопросов стало ограничение ношения одежды, скрывающей личность, в общественных местах, а также контроль за проведением даавата. Некоторые силы попытались представить эти меры как ущемление прав мусульман. В ответ на это президент отметил, что такие шаги вызвали бурю эмоций, а в некоторых случаях — даже радикальные реакции. Он объяснил, что государство готово работать с религиозными деятелями над доработкой законопроекта, чтобы добиться гармонии и согласия среди верующих, а также заявил, что новый закон, как и другие реформы, поможет упорядочить взаимодействие между конфессиями в стране, что, в свою очередь, укрепит единство мусульман.
Эксперты в свою очередь, также отмечают, что в информационном пространстве, особенно в социальных сетях, распространилось множество провокационных высказываний, вводящих верующих в заблуждение. Например, в отношении даавата важно понимать, что этот религиозный обряд не запрещён. Ограничения могут касаться только обхода квартир и домов, а также посещения государственных учреждений, школ и детских садов.
Садыр Жапаров не обошел стороной и важность муфтията в наставлении и обучении тех, кто сбился с истинного пути, с помощью проповедей и наставлений. Он подтвердил, что даават не запрещён и его положительное влияние на общество очевидно. Эксперты тоже поддерживают идею о том, что места проведения религиозных мероприятий должны соответствовать высоким моральным стандартам и ценностям. Однако бывший муфтий Максат ажы Токтомушев предупредил, что религия иногда используется как прикрытие для недостойных поступков. Он сообщил, что в прошлом были случаи, когда под видом даавата совершались преступления, и эти факты были зафиксированы в МВД.
Токтомушев также отметил, что в законопроекте чётко прописано отсутствие запретов на проведение даавата. Он подчеркнул, что не стоит создавать панику и распространять ложные сведения в социальных сетях. Даават можно проводить в общественных местах, мечетях, религиозных учреждениях и других местах массового скопления людей.
Примером тому, по его словам, может служить ситуация, когда через интернет было распространено объявление, и многие люди откликнулись на призыв. Это, по его мнению, показывает возможности для проповеди через социальные сети.
Эксперт по безопасности Эдил Марлис уулу также прокомментировал данную ситуацию и отметил, что истинно верующие люди всегда поддержат меры, направленные на безопасность общества и сохранение жизней граждан. Он объяснил, что террористические группировки часто используют одежду, скрывающую личность, например женские наряды, для проведения атак и устрашения. В нынешних условиях геополитической нестабильности важно понимать, что ношение паранджи в общественных местах или на массовых мероприятиях может быть опасным. Эдил уверен, что мусульмане не только поймут, но и поддержат такие меры, поскольку они стремятся сохранить мир и спокойствие в своей стране, ведь в исламе основным принципом является гармония с обществом и уважение к законам государства.
Марлис уулу также отметил, что паранджа не является обязательной частью исламского наряда, и требования к одежде чётко определены. Традиционные национальные платья женщин, соответствующие исламским нормам, не противоречат религиозным предписаниям. Если кто-то настаивает на ношении паранджи, это может свидетельствовать о скрытых мотивах. Следовать исламским традициям в рамках конкретного течения — это личное право каждого, но это не должно препятствовать соблюдению норм безопасности в обществе.
Таким образом, государственные органы, по мнению Эдила, принимают правильные меры для контроля ситуации. Если не обращать внимания на такие моменты, существует риск оказаться под влиянием внешних сил. Примеров потери государственной независимости, когда народы теряли свою веру и забывали свои корни, к сожалению достаточно.
Кроме того, как подчеркнул Эдил Марлис уулу, ни одно государство в нашем регионе не может в одиночку гарантировать безопасность своей территории. Это можно сделать только совместными усилиями, потому что все наши страны тесно связаны друг с другом. Наши соседи — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Китай — уже давно активно занимаются вопросами безопасности. Мы не можем оставаться в стороне, если хотим добиться стабильности как внутри страны, так и в регионе в целом.
Подводя итоги, Садыр Жапаров отметил на встрече с религиозными лидерами, что государство не вмешивается в религиозные дела, а религиозные деятели не должны вмешиваться в дела государства. Эксперты добавляют, что для обеспечения государственного суверенитета, мира и безопасности, а также предотвращения общественного раскола важно поддерживать сплочённость всего народа, независимо от его религиозных убеждений, национальной принадлежности и социального положения.