Несколько дней мы все ждали, какое же решение примет правительство. Будет ли снят карантин, ведённый из-за распространения коронавируса на территории Кыргызстана. Но надеждам было не суждено сбыться. Сегодня официально объявили, что в трёх городах и двух областях нашей страны режим чрезвычайного положения будет продлён до конца месяца.
Гражданский активист Сыдыкбек Тайчабаров согласился дать для «Эхо Кыргызстана» интервью по этому поводу.
– Э.К. Как Вы относитесь к тому, что продлили карантин?
– С.Т. Видимо, из-за того, что количество заражённых вирусом увеличивается каждый день правительство и пошло на такие меры. Оправданы ли такие действия, крайне сложно судить. С одной стороны, это влияет на и без того слабую экономику отрицательно, с другой – если не продлевать такие жёсткие меры, то есть риск, что количество заражённых будет увеличиваться ещё большими темпами. Поэтому очень сложно дать однозначный ответ правильно ли поступило правительство. Но я всё-таки считаю, что в данной ситуации правительство делало выбор исходя из принципа, что из двух зол выбирают меньшее. Нужно учитывать ещё и то, что развитые в экономическом, политическом плане страны тоже вводят и продлевают карантин.
– Э.К. Как Вы считаете, не будут ли у нас развиваться события по европейскому или американскому сценарию, когда доведённые до отчаяния люди пытаются грабить магазины?
– С.Т. Не исключено, но я думаю, что режим ЧП до 30 апреля продлили вполне правильно. А вот дальше уже продлевать, я считаю, не стоит. Это пагубно влияет на экономическую ситуацию в стране. Мы уже сейчас с этим сталкиваемся. У людей не осталось денег. В СМИ пишут, что темпы развития экономики замедлились, а это значит, что пострадает бюджет страны. Это может привести к сокращению зарплат бюджетникам, а также пенсий и пособий со всеми вытекающими отсюда последствиями.
– Э.К. Как Вы считаете, правительство и элиты оказывают достаточную помощь населению для преодоления этих трудностей или необходимо усилить меры по поддержке граждан?
– С.Т. Я считаю, что недостаточно помогают. В частности, элиты. В особенности та её часть, у которой есть сомнительный капитал. Правительству надо найти такой метод воздействия на них, который будет носить добровольно-принудительный характер. И который может заставить эти элиты оказывать помощь народу и государству. Конечно, неправильно считать чужие деньги, но всё-таки. Что такое для Бабанова 5 миллионов сомов, который он выделил на борьбу с вирусом? Это сущие копейки. На свою последнюю предвыборную кампанию 2017 года, насколько я знаю, он потратился в десятки раз больше.
– Э.К. Вы предлагаете ввести что-то похожее на амнистию капитала? Объявить элитам: «Либо вы начинаете помогать людям и государству в полном объёме, либо через три дня начинаем комплексные проверки, откуда и каким путём нажиты ваши состояния»?
– С.К. Конечно, не так радикально, но в принципе да, можно так сказать.
– Э.К. Только вот как сами элиты к этому отнесутся, не попытаются ли сменить власть на более сговорчивую?
– С.К. И это тоже не исключено, но, в условиях ЧП и пандемии, я думаю, народ их может не поддержать. А наоборот, может встать на поддержку правительства. Тут ещё и есть один момент, не надо смотреть на ранги и положения в обществе, как это у нас бывает часто в борьбе с коррупцией.
– Э.К. Получается, что режим ЧП это самое подходящее время для президента, заручившись поддержкой народа, навести порядок в стране?
– С. К. Как это ни парадоксально, но так оно и есть, а для этого нужна политическая воля.
Фото: kg.akipress.org