Буквально вчера стало известно, что на высоком уровне проходит обсуждение предстоящего визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Россию. По предварительным данным, он запланирован на вторую половину июня 2020 года. Ожидается, что во время него будет подписана декларация о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Узбекистаном и Россией. Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев согласился дать комментарии по поводу этого документа.
-Э.К. Как Вы думаете, почему именно сейчас началась подготовка к подписанию этой декларации о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Узбекистаном и Россией?
– Б.Э. Если говорить о нормативно-правовой базе, которая существует между нашими странами, то, можно сказать, что она довольно крепкая. Её основу составляют Договор «О стратегическом партнёрстве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией» от 2004 года и Договор «О союзнических отношениях между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией», подписанный в ноябре 2005 года. Таким образом, нормативно-договорная база двусторонних отношений довольно серьёзная.
Вообще, после 2016 года, после смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова и прихода к власти Шавката Мирзиёева начался новый этап узбекско-российских отношений, который связан с тем, что в Узбекистане в целом активизировалась внешнеполитическая повестка. Узбекистан начал проводить активную внешнюю политику по всем направлениям: это и Центральная Азия, которая объявлена главным приоритетом внешней политики страны, это и взаимоотношения с Россией, Китаем, и Западом в целом, страны исламского мира. Активизация внешней политики Узбекистана на новом этапе связана с началом реализации политики экспорто-ориентированного развития экономики страны.
Как представляется, именно в свете активизации внешней политики Узбекистана на данном этапе и появился запрос на обновление договорной базы узбекско-российского взаимного сотрудничества.
Нужно признать, что и до 2016 года отношения с Россией были одним из приоритетов внешней политики Узбекистана.
Но при этом Узбекистаном проводилась политика дистанцирования от интеграционных проектов, которые были инициированы нерегиональными странами, в том числе и Россией. Эту политику я называю «политикой рационального изоляционизма», которая вытекала не из субъективных предпочтений, а была результатом проводимого курса на реализацию импортозамещающей модели экономического роста и политики обеспечения экономической самодостаточности страны.
Сейчас Узбекистан активно изучает сценарии постепенного эволюционного вступления в интеграционное объединение, которое фактически было инициировано и реализовано Российской Федерацией — это Евразийский Экономический Союз. Поэтому эти изменения во внешней политике должны быть обозначены в договоре, который является документом стратегического характера. На новом этапе он будет определять форматы взаимодействия между Узбекистаном и Россией.
Несомненно, у Узбекистана и России есть общие стратегические интересы, связанные с внутриафганским урегулированием и вопросами, возникающими вокруг Ирана. В целом сотрудничество на пространстве Евразии имеет много ключевых моментов, которые объединяют наши страны. Как мне представляется, именно это и есть основная причина подготовки декларации о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
– Э.К. В Узбекистане самая большая и боеспособная армия во всей Центральной Азии, а учитывая то, что сейчас в Афганистане не совсем спокойная обстановка, будет ли в рамках этого соглашения прописываться усиление военного сотрудничества?
-Б.Э. Сотрудничество между Узбекистаном и Россией в военной и военно – технической сфере должно укрепляться, потому что как традиционные, так и нетрадиционные угрозы безопасности в регионе ЦА и макрорегионе Большой Евразии были, есть и будут, и меньше их не становится.
Стоит отметить, что у Узбекистана с Российской Федерацией есть Договор «О военно-техническом сотрудничестве», подписанный в апреле 2017 года. В рамках него Узбекистан ведёт очень активный диалог с Россией, идут закупки вооружения, военного оборудования, налажено и постоянно усиливается сотрудничество между профильными ведомствами-Министерствами обороны двух стран. В 2018 году было подписано очень значимое межправительственное Соглашение об использовании воздушного пространства двух стран военными воздушными судами по территории России и Узбекистана. Эти договорённости, в принципе, определяют основной формат военного и военно-технического сотрудничества между двумя странами.
Ситуация в Афганистане не показывает тенденций к стабилизации, даже несмотря на недавно подписанное соглашение в Дохе между талибами и Соединёнными штатами. Внутриполитическая ситуация в Афганистане остаётся сложной, и сотрудничество между Узбекистаном и Россией в вопросах совместной борьбы с угрозами, идущими с этой стороны, является одним из важнейших факторов, который работает на то, чтобы активизировать сотрудничество в военной и военно-технической сфере.
Несомненно, вопросы военного сотрудничества будут обозначены в разрабатываемой Декларацией о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Узбекистаном и Россией.
Но эта Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве – это документ многоплановый, носит долгосрочный стратегический характер и включает в себя все аспекты узбекско-российского двухстороннего сотрудничества, начиная от углубления экономических связей и заканчивая гуманитарными и образовательными вопросами. Безусловно, в Декларации будут части, касающиеся вопросов усиления сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Но такая большая Декларация – определяет общие направления и контуры сотрудничества, а конкретные пункты будут прописываться в тех соглашениях, которые будут разработаны и приняты после подписания этого всеобъемлющего документа стратегического характера.
Фото: akchabar.kg