С дня обретения независимости, государства Центральной Азии на протяжении нескольких десяткой лет спорили насчет своих государственных границ.
17 ноября в Жогорку Кенеше поднимались на рассмотрение вопросы «О ратификации Договора между Кыргызстаном и Узбекистаном об отдельных участках кыргызско-узбекской Государственной границы и «О ратификации Соглашения между кабинетом министров КР и правительством Республики Узбекистан о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского (Андижанского) водохранилища, подписанного 3 ноября 2022 года в городе Бишкек».
Результатом собрания стало одобрение двух вопросов. Осталось только подписать документы президентами двух стран. Двусторонний диалог привел к следующему: множество участков описано в пользу Кыргызстана. Также Орто-Токойское водохранилище полностью остается у Бишкека. Территория Кемпирабадского водохранилища досталась Узбекистану. В тоже время, его водные ресурсы будут использоваться двумя странами.
Общество неоднозначно отреагировало на результаты соглашения. По словам главы Национального института стратегических исследований Кыргызстана Канатбека Азиса, принятие договора стало возможным с помощью политической воли правительства двух государств.
Кроме того, он отметил, что Кемпирабадское водохранилище использовалось в основном для орошения земель Узбекистана. Канатбек Азис подчеркнул, что проект нового соглашения допускает эксплуатацию водохранилища обеими сторонами на равнозначных условиях. И принятие этого проекта будет означать то, что между Узбекистаном и Кыргызстаном больше не будут подниматься вопросы по границе.
На собрании Жогорку Кенеша Садыр Жапаров призвал депутатов одобрить соглашения по государственной границе между двумя странами. По словам президента Кыргызстана, вопрос о границах двух государств нельзя было откладывать на будущее, так как со временем к выгодному соглашению прийти все сложней.
Можно сказать, что вопрос о границе между Кыргызстаном и Узбекистаном почти решен. И принятие соглашения открывает множество новых возможностей для развития как двух стран, так и Центральной Азии в целом.